Сертификация FSC® |
Forest Stewardship Council® (ЛЕСНОЙ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ) − независимая международная система сертификации и экологической маркировки продукции, существующая с 1993 г.
Цель: содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению лесными ресурсами.
История. В 1990 году в Калифорнии собрались представители пользователей древесины, торговых организаций и экологических и правозащитных организаций. Целью встречи было обсудить возможность одновременного повышения эффективности природоохранных мероприятий и уменьшения масштабов уничтожения лесов. Выводы встречи подтвердили необходимость введения честной и надежной системы выявления лесов с экологически ответственной системой лесоуправления как приемлемых источников лесной продукции. Так начинался FSC®.
В сентябре 1993 года в Торонто (Канада) 130 представителей со всего мира провели учредительное собрание Лесного попечительского совета. В октябре 1993 года было достигнуто соглашение по вопросу создания FSC®, а в августе 1994 года путем голосования члены-основатели согласовали и приняли устав Совета, принципы и критерии FSC®.
Сертификация по схеме FSC® осуществляется органами сертификации, аккредитованными в системе FSC®. FSC®, как организация не осуществляет лесную сертификацию. Благодаря этому FSC® имеет возможность сохранить независимый подход при разработке требований и стандартов, а также независимое отношение к сертифицирующимся компаниям.
Существуют два вида сертификатов, выдаваемых органами по сертификации:
1. Сертификат системы качества ведения лесного хозяйства (FM)
Сертификация системы качества ведения лесного хозяйства включает проверку качества лесопользования независимым аккредитованным органом сертификации на соответствие международно признанным принципам ответственного лесопользования.
В случае соответствия стандартам FSC® орган по сертификации выдает сертификат лесопользователю. Сертифицированный лесопользователь получает право заявлять, что его продукция получена в результате ответственного лесопользования.
Но, прежде чем продавать свою продукцию, как сертифицированную по схеме FSC®, лесопользователь должен пройти сертификацию системы качества отслеживания источников происхождения продукции — так называемая сертификация цепочки от производителя к потребителю (FM / COC).
2. Сертификат системы качества отслеживания источников происхождения продукции (COC)
Сертификация системы качества отслеживания источников происхождения продукции гарантирует, что продукция сертифицирована в системе FSC®. Сертификация цепочки от производителя к потребителю отслеживает путь продукции от сырья, получаемого в лесу, к потребителю, включая все последовательные стадии переработки продукции.
С точки зрения потребителя, товарный знак FSC® представляет гарантию для этого потребителя — что продукция сертифицирована. Стандарты сертификации системы качества отслеживания источников происхождения продукции — механизм, предоставляющий такую гарантию.
Стадии производства, прошедшие сертификацию системы качества отслеживания источников происхождения продукции, дают право маркировать продукцию товарным знаком FSC®.
Структура. Лесной попечительский совет — международная ассоциация, состоящая из различных групп, представляющих экологические и социальные организации, торговые и лесные компании, коренное население, ответственные корпорации, местное население и органы сертификации по всему миру.
FSC® имеет уникальную руководящую структуру, построенную на принципах участия, демократии и равенства. FSC® имеет три уровня принятии решения:
Генеральная ассамблея членов FSC® — высший орган, принимающий решения и состоящий из трех блоков — экологического, социального и экономического. Цель такой структуры — обеспечение баланса среди голосующих участников, представляющих различные интересы, без ограничения по количеству членов организации.
Совет директоров — орган, подотчетный перед членами FSC®. Он состоит из 9 представителей, избираемых от каждого блока на трехлетний период.
Оперативное руководство осуществляется Исполнительным директором при поддержке сотрудников, представляющих различные национальные культуры. Головной офис Исполнительного директора расположен в Бонне (Германия).
Общепризнано, что лесные ресурсы и связанные с ними земли должны управляться так, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности настоящих и будущих поколений. Кроме того, по мере осознания обществом угрозы деградации и разрушения лесов, потребители захотели иметь гарантию того, что, покупая продукцию лесного комплекса, они не вредят и не уничтожают леса, а скорее наоборот, содействуют сохранению лесных ресурсов для будущего. В ответ на эти требования на рынке стали появляться программы сертификации и самосертификации лесной продукции.
Forest Stewardship Council® (Лесной попечительский совет) — это международная организация, которая аккредитует сертифицирующие организации, гарантируя таким образом, что проведение сертификации будет соответствовать ее требованиям. Целью FSC является поддержка экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления мировыми лесами путем разработки общепризнанных, заслуживаемых доверия стандартов ухода за лесом.
В 2006 году Барановичский лесхоз получил сертификат на систему лесоуправления и лесопользования, цепь поставок продукции (групповая сертификация). Сертификация осуществлена при сотрудничестве с НЭПКом — партнером аккредитованной FSC® программы Smart Wood. Наличие сертификата «Smart Wood» подтверждает то, что лесные земли лесхоза являются хорошо управляемым источником древесных продуктов, практика лесоуправления которым придерживается строгих природоохранных и социоэкономических стандартов в соответствии с принципами и критериями Лесного попечительского совета. Деятельность лесхоза – это постоянное совершенствование ведения лесного хозяйства, содействие наиболее полному и эффективному использованию природных ресурсов, увеличению биоразнообразия лесов.
В данный момент государственное лесохозяйственное учреждение «Барановичский лесхоз» сертифицирован по стандартам Forest Stewardship Council®, код лицензии сертификата FSC-C124194, регистрационный код NC—FM/COC-057802 для групп из пяти лесхозов: Ивацевичского, Пружанского, Телеханского, Барановичского и Лунинецкого.
Основные принципы и критерии сертификации по системе FSC®
1. Соответствие законодательству и принципам Лесного Попечительского совета:
Ведение лесоуправления должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством страны и международными договорами и соглашениями, подписанными данной страной, а также в соответствии с «Принципами и критериями ЛПС»
2. Права и обязанности владельцев и пользователей:
Долговременные права на владения и пользования земельных и лесных ресурсов четко определяются, документируются и оформляются в установленном законодательном порядке.
3. Права коренных народов:
Юридические и традиционные права коренных народов и владение, пользование и управление их землями, территориями и ресурсами должны соблюдаться и признаваться.
4. Связь с местным населением и права работников:
Деятельность по лесоуправлению должна поддерживать и улучшать социально-экономическое благополучие лесных работников и местного населения.
5. Полезности леса:
Мероприятия по лесоуправлению должны быть направлены на эффективное использование многочисленных продуктов и функций леса с целью поддержания экономической жизнеспособности и получения широкого спектра экологических и социальных выгод.
6. Воздействие на окружающую среду:
Система лесоупрвления должна обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с ними ценностей, водных, почвенных, а также уникальных и чувствительных экосистем и ландшафтов, таким образом, поддерживать экологические функции и ценности леса.
7. План лесоуправления:
План лесоуправления, составленный с учетом масштаба и интенсивности проводимых работ, должен быть оформлен в письменном виде, исполняться и своевременно уточняться. В нем должны быть четко сформулированы долгосрочные цели лесоуправления, а также способы их достижения.
8. Мониторинг и оценка:
Мониторинг проводится в соответствии с масштабом и интенсивностью лесохозяйственных мероприятий и имеет целью оценку состояния леса, объемов заготовок продуктов леса, проверку цепочки «от заготовителя к потребителю», оценку лесохозяйственных мероприятий и их социальных и экономических последствий.
9. Поддержание лесов высокой природоохранной ценности:
Система лесоуправления в лесах природоохранной ценности (ЛВПЦ) должна способствовать поддержанию или улучшению характеристик, определяющих статус этих лесов. Решения в отношении лесов высокой природоохранной ценности должны приниматься в контексте «Подхода и учета возможных последствий».
Политика в области устойчивого лесоуправления и лесопользования, идентификации лесной продукции Барановичского лесхоза
Барановичский лесхоз подтверждает свою приверженность системе ведения лесного хозяйства в соответствии с принципами и критериями FSC®.
Ответственное управление и лесопользование – это прежде всего неистощительное лесопользование, использование лесов в порядке и объемах, обеспечивающих сохранение биологического разнообразия, производительности, жизнестойкости и способности лесов к выполнению соответствующих экологических, социальных и экономических функций на местном, государственном и международном уровнях.
Цепочка поставок отслеживает путь сертифицированной лесной продукции от места заготовки (делянки) до потребителя. Сертификация цепочки поставок FSC® – это часть обязательств FSC®.
Предприятие в своей работе руководствуется международными Конвенциями, ратифицированными Республикой Беларусь.
Имея сертификат по системе FSC®, выданный сертификационным органом, наше предприятие сможет минимизировать коммерческие и экологические риски, получать доступ к экологически чувствительным рынкам, существенно повысить свой имидж, демонстрировать потребителям и всем заинтересованным сторонам качество осуществляемого лесоуправления и лесопользования.
Основной целью лесхоза в области устойчивого лесоуправления и лесопользования является сохранение лесных и иных, связанных с лесом ресурсов, их биологического и ландшафтного разнообразия, усиление экологических функций лесов, повышение экономической эффективности лесного хозяйства, соблюдение социальной справедливости в отношении работников лесного комплекса и связанного с лесами населения.правовыми актами, действующими на территории РБ.
Основной целью лесхоза в области идентификации продукции является обеспечение в процессе производства отличия лесной продукции и продуктов ее переработки, производимых из сырья и материалов, происходящих из лесов, сертифицированных в соответствии с Требованиями Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, от продукции другого происхождения Политика руководства лесхоза направлена на соблюдение правил и норм ведения лесного хозяйства и производства лесной продукции в соответствии с законодательными и техническими нормативными актами. Цепочка поставок отслеживает путь сертифицированной лесной продукции от места заготовки до потребителя.
Для достижения поставленной цели лесхоз обязуется:
- Быть приверженным принципам и критериям устойчивого лесоуправления и лесопользования Лесного Попечительского Совета.
- Деятельность лесхоза не будет вступать в противоречие с действующими международными конвенциями, соглашениями, стандартами и другими документами, действующими в отрасли.
- В хозяйственной деятельности мы обязуемся предотвращать загрязнение окружающей среды, свести до минимума все другие отрицательные воздействия человека на окружающую среду.
- Лесхоз обязуется не участвовать в разрушении признаков высокой природоохранной ценности в ходе лесохозяйственной деятельности;
- Не осуществлять значительный перевод лесов в плантации или нелесные земли;
- Не осуществлять интродукцию генетических модифицированных организмов при осуществлении лесохозяйственной деятельности;
- Лесхоз обязуется поддерживать принципы экологической ответственности и воплощать их в ежедневной работе путем неукоснительного соблюдения Лесного кодекса РБ, правил рубок леса в РБ и других документов, действующих в лесном хозяйстве.
- Лесхоз обязуется не осуществлять незаконную заготовку или торговлю незаконной древесиной или лесной продукцией;
- В своей практике мы будем и впредь учитывать интересы коренного населения, проживающего на территории лесхоза, способствовать решению его социальных и культурных проблем, проводить мониторинг при стратегическом и производственном планировании.
Благодаря существующей программе по обучению специалистов и планам технической учебы в лесхозе, уровень квалификации специалистов способствует поддержанию и увеличению биологической ценности лесов и выполнению правил охраны труда. Мы будем открыто предоставлять информацию о наших задачах по лесосбережению и их выполнению, сотрудничать с органами государственной власти, общественными организациями.
Международные природоохранные конвенции и конвенции организации труда
- Конвенция Международной организации труда №29 «Относительно принудительного или обязательного труда»
- Конвенция Международной организации труда №87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»
- Конвенция Международной организации труда №98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»
- Конвенция Международной организации труда №100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности»
- Конвенция Международной организации труда №105 «Об упразднении принудительного труда»
- Конвенция Международной организации труда №111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий»
- Конвенция Международной организации труда №138 «О минимальном возрасте для приема на работу»
- Конвенция Международной организации труда №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда»
- Конвенция ООН о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 1992
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/ деградацией земель. Рио-де-Жанейро, 1992
- Конвенция по сохранению дикой природы в Европе. Берн, 1979
- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Рамсар, 1971
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Рио-де-Жанейро, 1992
Особо охраняемые природные территории
Наименование
Постановление (решение) об объявлении ООПТ
|
Площадь, га
|
Наименование лесничества
Номера лесных кварталов и таксационных выделов
|
1 Заказники
|
||
а) республиканского значения
|
||
Ландшафтный заказник «Стронга»
Постановление СМ РБ от 26.10.1998
№ 1634 |
4887,0
|
Березовское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 1(33-52; 56; 57); 9-15; 18-21; 29-35; 43-50; 57-59; 60(1-58; 67-72); 61; 62(1-11; 18-34; 36); 63; 64;(6-16; 18-28; 54-56; 58-60); 65(7-31; 33; 34; 38; 41; 42); 67; 70; 73; 76; 115-119; 120(25-31; 100; 101; 105; 116; 117; 121; 122); 132
Прежняя нумерация согласно постановлению: кв.9-15,18-21,29-35,43-50,57-65,67,70,73,76,115
|
5637,2
|
Полонковское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 2; 4(3-53; 56-60); 5-6; 9-13; 26(1-41; 49-51; 53-98); 28-40; 41(1-28; 30-34); 42-54; 55(1-11; 13-25; 29-37; 39; 40); 56(4-9; 11-13; 15-30; 32-34; 36-45); 58-64; 65(1-42; 44; 45; 52-63); 66; 68-109; 112-118; 119(1-27; 31-34; 36; 37)
Прежняя нумерация согласно постановлению:
кв.2,4-6,9-13,26,28-56,58-66,68-109,112-119
|
|
Итого
|
10524,2
|
|
2.Памятники природы
|
||
а) республиканского значения
|
||
Насаждение «Лиственница европейская»
Постановление Минприроды РБ
от 05.05.2007 № 41 |
1,6
|
Молчадское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 22(6)
Прежняя нумерация согласно постановлению: 22(6)
|
Валун «Камень Филаретов»
Постановление Минприроды РБ
от 31.07.2006 № 48 |
–
|
Городищенское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 86(2)
Прежняя нумерация согласно постановлению: 86(19)
|
б) местного значения
|
||
Гидрологический памятник природы родник «Тартаки»
Решение Барановичского РИК от 28.11.2000
№ 699 |
0,1
|
Березовское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 74(2)
Прежняя нумерация согласно решению: 74(2)
|
Биологический памятник природы «Грудополь»
Решение Ивацевичского РИК от 22.03.1994
№ 83 |
8,3
|
Добромысльское
Новая нумерация, предлагаемая проектом лесоустройства: 53(50-53; 60;61)
Прежняя нумерация согласно решению: 53(50-53; 60;61)
|
ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на 2020–2029 годы
- Содержание
- Глава 1 — Характеристика объекта лесоустройства
- Глава 2 — Характеристика лесного фонда
- Глава 3 — Анализ хозяйственной деятельности
- Глава 4 — Проектируемые объемы лесохозяйственных мероприятий и лесопользования на предстоящий период
- Глава 5 — Ожидаемая эффективность запроектированных мероприятий
- Приложения